2. Технологический раздел.
2.1. Исходные данные.
Таблица № 1
№ П/п |
НАИМЕНОВАНИЕ исходных данных |
Условное Обозначение |
Числовое Значение |
1 |
Число дней с положительной темературой в году, дней |
Дпт |
265 |
2 |
Количество легковых автомобилей Обслуживаемых СТОА в год: - особо малого класса, шт. - малого класса, шт. - среднего класса, шт |
А1 А2 А3 |
200 5200 100 |
3 |
Количество дней работы СТОА в году, дней |
Друг |
305 |
2.2. Нормативные данные.
Нормативные данные для проектирования СТОА выбираются на основании Приложения 1 Методического пособия для выполнения курсового и дипломного проекта по специализации - механик автосервиса.
Таблица № 2
№ П/п |
НАИМЕНОВАНИЕ нормативных данных |
Условное Обозначение |
Числовое Значение |
1 |
Удельная трудоемкость ТО и ТР Для легковых автомобилей : - особо малого класса, чел. ч/1000 - малого класса, чел. ч/1000 - среднего класса, чел. ч/1000 |
T1Н T2Н T3Н |
2.2 2.6 3.0 |
2 |
Коэффициент корректирования норм Трудоемкости в зависимости от: - количества постов - климатических условий |
К1 К2 |
0.8 0.9 |
3 |
Процент постовых работ, % |
Пп |
100 |
4 |
Среднегодовой пробег одного Автомобиля, Км. |
L |
11000 |
2.3. Расчет годовой производственной программы СТОА.
2.3.1. Определение удельной откорректированной трудоемкости Работ по классам автомобилей.
ti = tiн ´ К1 ´ К2 , чел. ч/1000
где: tiн - удельная нормативная трудоемкость ТО и ТР Автомобилей Данного класса на одну тысячу километров пробега автомобиля.
t1 = 2.2 ´ 0.8 ´ 0.9 = 1.58 чел. ч/1000
t2 = 2.6 ´ 0.8 ´ 0.9 = 1.87 чел. ч/1000
t3 = 3.0 ´ 0.8 ´ 0.9 = 2.16 чел. ч/1000
2.3.2. Определение общего годового пробега по классам автомобилей.
Li = Аi ´ L, км
Где: Аi - количество легковых автомобилей данного класса, обслуживаемых на СТОА;
L - среднегодовой пробег одного автомобиля.
L1 = 200 ´ 11000 = 2200000 км.
L2 = 5200 ´ 11000 = 57200000 км.
L3 = 100 ´ 11000 = 1100000 км.
2.4. Определение общей годовой трудоемкости работ СТОА.
Определение общей трудоемкости работ по всем обслуживаемым автомобилям за год.
L1 ´ t1 L2 ´ t2 L3 ´ t3
Ттор = ———— + ———— + ———— , чел. ч
1000 1000 1000
2200000 ´ 1.58 57200000 ´ 1.87 1100000 ´ 2.16
Ттор = ——————— + ———————— + ———————— =
1000 1000 1000
= 3476 + 106964 + 2376 = 112816 чел. ч
2.5. Определение годовой трудоемкости участка.
Находим процент работ приходящихся на участок.
Распределение трудоемкости ТО и ТР по видам выполняемых работ в процентах согласно ОНТП-АТП-СТО-86 производится исходя из следующих данных:
Таблица № 3
№ П /п |
Наименование работ |
Количество постов |
||
Свыше 10 до 15 |
Свыше 15 до 25 |
Свыше 25 |
||
1 |
Диагностические |
4 |
4 |
4 |
2 |
Техническое обслуживание в полном объеме |
15 |
10 |
8 |
3 |
Смазочные работы |
3 |
2 |
2 |
4 |
Регулировка углов установ- Ки управляемых колес |
4 |
4 |
3 |
5 |
Техническое обслуживание и Ремонт тормозной системы |
3 |
3 |
3 |
6 |
Техническое обслуживание и Ремонт системы питания и Электрооборудования |
5 |
4 |
4 |
7 |
Техническое обслуживание и Ремонт агрегатов и узлов |
15 |
12 |
10 |
8 |
Шиномонтажные работы |
2 |
1 |
1 |
9 |
Кузовные и медницкие работы |
25 |
30 |
35 |
10 |
Малярные работы |
20 |
25 |
25 |
11 |
Обойные и арматурные работы |
4 |
5 |
5 |
Исходя из условия, что на проектируемой СТОА более 25 постов, из таблицы №3 принимаем процент работ выполняемых на участке диагностики:
Диагностические работы — 4%
Регулировка углов установки управляемых колес — 3%
Итого: — 7%
Общую годовую трудоемкость работ на участке определяем по формуле:
Ттор ´ Пуч 112816 ´ 7
Туч = —————— = ————— = 7897 чел. ч
100 100
2.6. Расчет количества производственных рабочих участка.
2.6.1. Технологически необходимое ( явочное ) количество рабочих определяется по формуле:
Ря = Туч / Фр. м / 4 - 394 - 15.26 /
где: Фр. м - годовой фонд времени рабочего места или
Технологического необходимого рабочего.
Годовой фонд рабочего места при шестидневной рабочей неделе ( согласно задания Друг = 305 дней ) определяется по формуле:
Фр. м' = ( Дкдг – Дв – Дп ) ´ 7 – Дпп ´ 1 , ч. / 4 - 394 - 15.27 /
где: Дкдг - число календарных дней в году;
Дв - число выходных дней в году;
Дп - число праздничных дней в году;
Дпп - число субботних и предпраздничных дней (сокращение рабочего дня на один час ).
Фр. м' = ( 365 – 51 – 10 ) ´ 7 – 61 ´ 1 = 2067 ч.
Так как на территории Украины по трудовому законодательству принята рабочая неделя - 40 часов, а расчет производился для рабочей недели в 41 час, то необходимо ввести переводной коэффициент:
Кпр = 40 / 41 = 0.976
Фр. м = Фр. м' ´ Кпр = 2067 ´ 0.976 = 2017 ч.
Ря = 7897 / 2017 = 3.92 Принимаем Ря = 4 чел.
2.6.2. Штатное количество производственных рабочих определяется из следующего соотношения:
Рш = Туч / Фш / 4 - 394 - 15.28 /
Где: Фш - годовой фонд времени штатного Рабочего.
Годовые фонды рабочего времени, согласно Государственным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ( ОНТП-АТП-СТО-80 ) и при условии, что согласно законодательства на территории Украины принята 40-ка часовая рабочая неделя:
— Для слесарей по Техническому Обслуживанию и Ремонту автомобилей Фш = 1789 ч.
Рш = 7897 / 1789 = 4.41 Принимаем Рш = 4 чел.
2.7. Расчет количества рабочих постов участка.
2.7.1. Количество рабочих постов определяется по формуле:
Туч ´ Кн
Х = —————————————
Друг ´ n ´ Тсм ´ Рср ´ Ки
где: Кн - коэффициент неравномерности загрузки постов ( принимается 1.1...1.25);
Друг - дни работы СТОА в году;
Тсм - продолжительность смены;
Рср - среднее количество рабочих, работаю -
щих на одном посту;
Ки - коэффициент использования рабочего
времени поста (принимается равным для постов диагностики 0.85...0.95);
n - количество смен в сутки.
7897 ´ 1.15 9081.55
Х = ———————————— = ———— = 3.01
305 ´ 1.3 ´ 8 ´ 1 ´ 0.95 3013.4
Окончательно принимаем для участка Х = 3 поста.
2.7.2. Распределение постов по видам выполняемых работ.
В нашем случае количество постов Х = 3, поэтому целесообразно следующее распределение постов по видам выполняемых работ:
Пост №1 – общая диагностика Д-1;
Пост №2 – поэлементная диагностика Д-2;
Пост №3 – регулировка углов установки управляемых колес.
2.8 Назначение и состав работ проектируемого участка. Схема организации технологического процесса.
Основными задачами диагностирования, как совокупности технологических операций, в условиях СТОА являются:
Ø Выявление перед техническим обслуживанием неисправностей, для устранения которых необходимы трудоемкие ремонтные или регулировочные работы на участке текущего ремонта;
Ø Проверка работоспособности автомобиля и уточнение выявленных в процессе эксплуатации скрытых неисправностей;
Ø Поиск неисправностей и определение характера, причин и объёмов работ по устранению неисправностей;
Ø Выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды;
Ø Выдача информации для планирования, подготовки и оперативного управления производством ТО и ремонта на СТОА;
Ø Сбор данных для прогнозирования безотказной работы автомобилей в межконтрольный период ( до следующего обслуживания);
Ø Заключительный и выборочный контроль качества выполненных работ технического обслуживания и ремонта;
Ø Измерение диагностических параметров при сопутствующих регулировочных работах.
Для реализации поставленных задач диагностирование должно быть оптимально включено в производственные процессы ТО и ремонта. По назначению, периодичности, трудоемкости и перечню выполняемых работ диагностирование на проектируемом участке делится на Д-1, Д-2 И Регулировочные работы.
Д-1 — контрольно-диагностические работы, предназначенные для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения (тормоза, механизмы управления, углы установки передних колес, приборы освещения и т. д.), уровень токсичности отработавших газов и его топливную экономичность.
В общее диагностирование Д-1 входят следующие виды диагностирования:
Þ диагностирование при приемке автомобиля на СТОА с целью проверки узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
Þ контрольное диагностирование с целью проверки качества выполненных на СТОА работ по ТО и ремонту автомобиля.
Д-2 — Контрольно-диагностические работы, предназначенные для определения технического состояния автомобиля в целом по тягово-экономическим показателям и его отдельных агрегатов и систем, уточнения перечня и объема работ по устранению выявленных неисправностей и отказов, а также с целью контроля качества выполненных работ по ТО и ремонту.
Поэлементная диагностика Д-2 Включает следующие виды диагностирования:
Þ диагностирование при приемке автомобиля для уточнения необходимого объема работ и причины возникновения конкретной неисправности;
Þ заявочное диагностирование, получившее на СТОА наибольшее распространение, которое проводится по заявке владельца автомобиля выборочно по указанным агрегатам;
Þ диагностирование при выполнении работ по ТО и ремонту в основном для проведения контрольно-регулировочных работ, уточнения дополнительных объемов работ, предусмотренных талонами сервисных книжек ( по ТО ) или обнаруженных неисправностей в процессе проведения работ по ТО и ремонту.
Регулировочные работы заключаются в восстановлении без замены деталей и механизмов параметров технического состояния объекта до установленных технической документацией норм, величин зазоров, люфтов, свободных ходов, приводных усилий. Проводят их по результатам диагностирования.
СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СТОА
Основные маршруты
Возможные маршруты
СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ Д-1
|
|
||
|
СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОЭЛЕМЕНТНОЙ ДИАГНОСТИКИ Д-2
2.10. Выбор технологического оборудования участка.
Технологическое оборудование и организационная оснастка выбирается на основании технологии выполняемых работ и метода организации производства согласно «табеля» гаражного оборудования и сводится в таблицу №4.
Таблица №4
№ П/п |
Наименование Оборудования |
Тип, Марка |
Количество |
Габаритные Размеры, мм |
Площадь В плане, м2 |
Стоимость единицы, грн. |
Общая стоимость, грн. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Стенд для диагностиро-вания тяговых качеств легковых автомобилей |
Модель 4817 |
1 |
4000/2200/1500 |
8.8 |
16500 |
16500 |
6.5 кВт |
2 |
Линия диагностики по измерению угла схождения, испытанию ходовой части и тормозов легковых автомобилей. |
BeissbarthScreen-testline 7000 Германия |
1 |
2700/3400/1510 |
9.18 |
72000 |
72000 |
7 кВт |
3 |
Стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес |
Beissbarth Microline 3000 |
1 |
4500/3000/1900 |
13.5 |
44000 |
44000 |
5.2 КВт |
4 |
Стенд (мотор-тестер) для испытания карбюраторных двигателей |
Elcon S-300 Венгрия |
1 |
920/1400/1850 |
1.29 |
18500 |
18500 |
0.8 кВт |
5 |
Прибор для проверки и регулировки света фар |
Novator Германия |
1 |
825/700/1350 |
0.58 |
2800 |
2800 |
|
6 |
Прибор для диагностики дизелей |
Модель Д-302 |
1 |
500/360/115 |
0.18 |
1500 |
1500 |
12 V |
7 |
Установка для проверки аппаратуры газобаллонных автомобилей |
Модель К-263 |
1 |
1390/620/1370 |
0.86 |
1250 |
1250 |
5 кВт |
8 |
Газоанализатор для проверки токсичности отработавших газов карбюраторных двигателей |
Инфралит Германия |
1 |
560/380/310 |
0.21 |
3600 |
3600 |
0.2 кВт |
9 |
Верстак слесарный однотумбовый, с тисками |
Чертеж Ф 527СБ |
2 |
1570/780/1080 |
2.44 |
430 |
860 |
|
10 |
Шкаф для инструмента и приспособлений |
Чертеж Ф 503СБ |
2 |
1000/520/1825 |
1.04 |
320 |
640 |
|
11 |
Ларь для ветоши |
Чертеж Ф 932 СБ |
1 |
407/320/570 |
0.13 |
90 |
—— |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
12 |
Ларь для отходов |
Чертеж Ф 932 СБ |
1 |
407/320/570 |
0.13 |
90 |
—— |
|
13 |
Умывальник |
Завод |
1 |
500/500/1300 |
0.25 |
120 |
—— |
|
14 |
Стул полумягкий |
ГосНИИ |
2 |
340/340/800 |
0,24 |
40 |
——— |
|
15 |
Огнетушитель |
ОХП-10 |
2 |
——— |
— |
125 |
—— |
|
16 |
Огнетушитель |
ОУ-5 |
2 |
——— |
— |
80 |
—— |
Общая площадь оборудования в плане: FОб = 38.83 м2.
Общая стоимость оборудования: Соб = 161650 грн.
2.11. Расчет площади участка.
Участок диагностики включает в себя два поста для проведения работ по диагностированию легковых автомобилей. Поэтому площадь участка определяется по формуле:
Fуч = Fоб ´ Кпл, м2
где: Кпл - коэффициент плотности расстановки оборудования / 1-12-пр2 /;
Fоб - общая площадь оборудования в плане.
Fуч = 38.83 ´ 3.5 = 135.91 м2
Выбирая конструктивную схему здания СТОА, обычно стремятся избежать промежуточных опор и поэтому часто применяют однопролетную схему. Многопролетную же схему увязывают с планировкой так, чтобы колонны не служили помехой для движения и установки автомобилей.
Для станций обслуживания применяют сетки колонн: 12 ´ 6, 18 ´ 6, 24 ´ 6, 18 ´ 12 и 24 ´ 12 м. Наряду со сборными железобетонными конструкциями при строительстве СТОА используются модульные металлоконструкции облегченного типа "Берлин" и ЦНИИСК. Полная высота производственных помещений принимается 4.0 - 5.5 м.
При проектировании производственных участков площадь которых больше 100 м2, разрешается отклонение принятой площади от расчетной не более чем на 10%.
Окончательно принимаем площадь участка с учетом планировочных решений
( сетка колонн 24 ´ 12 метров ) и технологии расстановки оборудования равной:
Fуч = 135 м2