Предназначен для механизации транспортирования и раздачи пи откормочных свинофермах следующих кормов, концентрированных и полужидких, измельченных корнеклубнеплодов, измельченной зеленой массы в смеси с другими компонентами. Кормораздатчик используют также в качестве смесителя кормов во время их транспортировки.
Кормораздатчик состоит из следующих основных узлов (рис. 9.): ходовой части, бункера, скребкового транспортера, ш,1грузного устройства, механизма привода. Ходовая часть-нолуприцеп, который состоит из рамы, установленной на два пневматических колеса. Рама представляет собой сварную
Рис. Универсальный кормораздатчик КУТ-ЗА:
1 — карданная передача; 2 — редуктор; 3 — промежуточный вал; 4 — гидроцилиндр лотка; 5 — шнек; 6 — ведущий вал; 7 — заслонка; 8 — транспортер; 9 — рычаг управления; 10 —натяжной вал; 11 — колесо; 12 — обводная звездочка; 13 — направляющая; 14 — рычаг включения шнека; 15 — рама; 16 — домкрат.
Конструкцию из швеллера. Сверху к лонжеронам приварены кронштейны для крепления редуктора и бункера. В передней части рамы имеется подножка, на которую она опирается при отсоединении от трактора (в транспортном положении подножка убирается). Колесная пара состоит из оси в сборе и двух колес. Ось представляет собой сварную конструкцию из трубы и двух цапф, на которых устанавливают ступицы колес на роликовых конических подшипниках.
Бункер крепится к раме болтами. Он сварной, бескаркасный, из листовой стали, в поперечном сечении представляет собой прямоугольник. Передняя стенка наклонная, в верхней части расположено окно (выгрузное), перекрываемое при работе на смешивание качающейся заслонкой. В задней стенке бункера, внизу, есть эксплуатационный сливной люк, в верхней средней части - окно для механизированной загрузки кормораздатчика, в правой боковине - эксплуатационно-загрузочный люк. Внутри бункера находятся элементы для монтажа скребкового транспортера.
Рис. Схема корморраздатчика КУТ-ЗА:
1 - разгрузочные шнеки; 2-рычаг поворот заслонки; 3 - выгрузное устройство; 4-приводные звездочки; 5 - загрузочные окна; 6 — бункер; 7 - ролик; 8—ходовая часть; 9 - цепочно-планчатый транспортер; 10-рама: 11 - вал отбора мощности
Скребковый транспортер - один из основных рабочих органов кормораздатчика. Он состоит из двух контуров цепей с прикрепленными к ним скребками. Скребки расположены с шагом 381 мм. Выгрузная коробка крепится к передней стенке бункера, возле выгрузного окна. Внутри коробки находится качающая заслонка, которая управляется рычагом. К коробке крепится выгрузное устройство, состоящее из шнека и кожуха. Шнек установлен в подшипниках качения, корпуса которых крепятся к кожуху. К кожуху также крепится лоток для подачи корма в кормушку. Положение лотка относительно кормушки устанавливается гидроцилиндром. Шнек приводится во вращение цепной передачей. На конце вала шнека находится кулачковая муфта с рычагом, она служит для включения и выключения шнека. В передней части рамы расположен механизм привода кормораздатчика, состоящий из шарнирной передачи промежуточного вала с предохранительной муфтой, конического редуктора и приводных цепей. Вращение передается от ВОН трактора через шарнирную передачу, промежуточный вал редуктора и далее - через редуктор на приводные звездочки скребкового транспортера.
Рабочий процесс. Агрегат загружается кормом при помощи имеющихся в хозяйстве транспортных средств. Количество загруженного корма при работе на смешивание не должно превышать 2/3 объема бункера. При включении скребкового транспортера внутри бункера происходит смешивание массы. Подъехав к кормушкам, тракторист открывает заслонку окна, устанавливает лоток в необходимое положение над кормушкой и плавно включает ВОМ. Раздают корм при передвижении раздатчика вдоль кормушек. Если кормушки расположены с двух сторон проезда, операцию повторяют, заехав в помещение с другой стороны. Закончив раздачу, тракторист выключает ВОМ, закрывает заслонку, устанавливает лоток в транспортное положение.
Регулировки. В процессе эксплуатации внимательно следят за работоспособностью агрегата. При необходимости регулируют натяжение скребкового транспортера, оно считается нормальным, если нижняя ветвь у бокового люка приподнимается на 40 мм от приложенного усилия к середине скребка 200Н, при этом перекос скребка не допускается.
Регулируют приводные цепи перемещением натяжных звездочек. Цепь в середине пролета при усилии 100Н должна отклонятся на 25-40мм.
Регулируют зацепление конической пары редуктора изменением количества прокладок между корпусом редуктора и станком, а также перестановкой прокладок между крышкой и корпусом с одной стороны на другую. Регулировку предохранительной муфты осуществляют подтягиванием регулировочной гайки. Номинальный крутящий момент муфты устанавливает завод-изготовитель, а в период эксплуатации, в случае преждевременного срабатывания муфты, необходимо подтянуть гайку на 1-1,5 оборота. Нельзя подтягивать пружину до соприкосновения ее витков. При регулировке зазора в конических роликовых подшипниках отключают и закручивают гайку так, чтобы звездочка прокручивалась с некоторым усилием, а затем отпускают ее на 1,5 оборота. Вращение ее при этом должно
Быть легким и плавным. Аналогично регулируют зазор в конических подшипниках приводных звездочек, с той лишь разницей, что гайки стопорят стопорной шайбой.
Техническое обслуживание. ЕТО проводят в конце или начале рабочего дня. Перед пуском кормораздатчика в работу необходимо проверить: состояние болтовых соединений, затяжку гаек крепления дисков колес, крепления оси в сборе к раме, венцов приводных звездочек и, при необходимости, их подтянуть; надежность крепления лотка и приводных цепей, натяжение цепей скребкового транспортера, давление в шинах колес, наличие масла и редукторе и контрольной пробке. Подтекание масла через уплотнения не допускается.
Во время работы кормораздатчика проверяют, нет ли посторонних шумов и стуков, контролируют работу натяжного устройства транспортера (нельзя допускать полного сжатия пружины натяжного устройства).
После окончания работы необходимо очистить кормораздатчик от грязи, смыть остатки кормов со стенок бункера и транспортера. Ниже приведена техническая характеристика КУТ-ЗА.
Техническая характеристика кормораздатчика КУТ-ЗА.
Производительность при выгрузке
(максимальная, кг/с) до 15
Рабочая скорость, км/ч 0,87-1,37
Скорость движения, км/ч, при:
Раздаче кормов 0,9-1,4
Транспортировании в зависимости от скорости трактора
Грузоподъемность, кг 3000
Ёмкость бункера (полезная), м3 3
Минимальный радиус поворота, м 6,7
Дорожный просвет, мм 265
Масса, кг 1575
Обслуживающий персонал, чел 1