Конструкторская разработка - Стенд для разборки блок-катеров рядных ДВС.
Проведенный обзор и анализ технической литературы, патентной документации и периодически издаваемой научно-технической документации показал, что машиностроительной промышленностью Украины типовые стенды для разборки ДВС, в частности с выпресовкой гильз из блок-картера и механизированной разборки КШМ серийно не производятся.
Для оснащения ремонтных предприятий они изготавливаются по специальному заказу, с индивидуальными конструктивными особенностями отвечающими техническим требованиям заказчика. Однако наиболее распространенные конструкции стендов по принципу действия можно выделить в группы. Среди них: стенды с рабочим органом в виде выталкивающей головки; стенды с рабочим органом в виде цангового захвата; с верхним или нижним расположением рабочего органа; с гидравлическим или механическим приводом.
Конструкция предлагаемого стенда выбрана с позиций высокой механизации рабочего процесса, универсальности применения к различным типоразмерам двигателей, простоты и удобства эксплуатации, энергоэкономичности, безопасности эксплуатации. Настоящий стенд предназначен для разборки блока-картера рядной конструктивной схемы 4 –х цилиндрового двигателя типа СМД-14, А-41, Д-240. Для работы с той или иной маркой ДВС используется соответствующий типоразмер рабочего органа –выпресовывателя и траверсы со съемными крюками, которые довольно просто взаимозаменяется на стенде.
Устройство и работа стенда
Стенд состоит из следующих составных частей: рама, каретка поворотная, тележка, гидросъемник, гидросистема.
Принцип действия стенда заключается в том, что при возвратно-поступательном движении штоков поршней гидроцилиндров и связанных с ними рабочих органов стенда (насадки и крюки) происходит снятие коленчатого вала и выпрессовка гильз цилиндров из блока цилиндров двигателя.
Органы управления стенда: кнопки “Пуск” и “Стоп” кнопочного поста управления электродвигателем и рукоятка управления маслораспределителя.
Рама представляет собой сварную конструкцию, на которой монтируются все составные части стенда.
Каретка поворотная состоит из каркаса сварной конструкции, на котором смонтирована установочная плита, опирающаяся на подшипник и имеющая возможность проворачиваться вокруг оси крышки. На установочную плиту вплотную к упорам устанавливается блок цилиндров для разборки. Каретка с помощью четырех катков может перемещаться по поперечным направляющим стола-рамы.
Тележка состоит из каркаса сварной конструкции и четырех катков, с помощью которых может перемещаться по продольным направляющим рамы.
На каркас устанавливается стойка, к которой крепится корпус гидросьемника.
В состав гидросьемника входят:
а) основание, к которому крепятся два гидроцилинара, захваты и упоры;
б) толкатель, соединенный со стоками поршней гидроцилиндров и предназначенный для выпрессовки гильз цилиндров из блока;
в) траверса с крюками, соединенная с толкателем и предназначенная для снятия коленчатого вала;
г) корпус, в который заключена ось основания, являющаяся осью вращения гидросъемника.
Гидросистема стенда. Гидросистема служит для приведения в движение рабочих органов стенда. В состав гидросистемы входят:
а) бак для масла;
б) насос шестеренный, предназначенный для подачи масла в гидросистему и создания в ней определенного давления;
в) распределитель, служащий для управления гидроцилиндрами;
г) гидроцилиндры, при помощи которых осуществляется возвратно-поступательное движение рабочих органов стенда;
д) система трубопроводов.
Бак для масла, шестеренный насос и маслораспределитель устанавливаются на раме, гидроцилиндры на металлоконструкции гидросъемника.
Шестеренчатый насос приводится в движение электродвигателей посредством муфты упругой втулочно-пальцевой. Исходное положение рукоятки распределителя – вертикальное. В положении рукоятки “от себя” насос подает масло по трубопроводам из бака через распределитель в правые полости гидроцилиндров. При этом поршни гидроцилиндров совершают движение влево на величину хода; масло из левых полостей гидроцилиндров сливается через распределитель в бак. В положении рукоятки управления “к себе” насос подает масло в левые целости гидроцилиндров. Поршни гидроцилиндров возвращаются в исходное положением Масло из правый полостей гидроцилиндров сливается в бак. Для остановки штоков поршней гидроцилиндров в определенном положении (неполный ход) необходимо вернуть рукоятку распределителя в исходное положение.
Порядок работы. Подготовка стенда к работе предшествует основной работе, для чего следует установить:
а) плиту установочную – в положение I;
б) гидросъемиик – в крайнее правое положение крюками влево от себя (в сторону установочной длины);
Исходное положение штоков гидроцилиндра – втянутое.
Блок цилиндров с коленчатым валом и шатунно-поршневой группой установливают на плиту установочную стенда при помощи электротали.
Положение блока – горизонтальное, правой стороной вниз, плоскостью крепления поддона вплотную к упорам установочной влиты.
Затем следует повернуть установочную плиту с блоком на 180° и установить второй и третий шатуны в нижнюю мертвую точку при помощи рычага для проворачивания коленчатого вала. Отогнить стопорные шайбы; отвернуть болты, снять крышки шатунов в сборе с вкладышами и продвинуте шатуны в гильзы.
Провернуть коленчатый вал на 180° и повторить предыдущую операцию для шатунов первого и четвертого цилиндров.
Отогнуть стопорные шайбы первого коренного подшипников. Завернуть болты крепления крышек коренных подшипников. Снять болты и шайбы.
Повернуть установочную плиту с блоком в положение 1У. Подвести гидросъемник до касания упорами блока. Накинуть крючки на передний и задний концы коленчатого вала, выступающие за пределы блока. Нажать на кнопку пуска электродвигателя. Включить гидравлический распределитель. Коленвал вместе с крышками коренных подшипников извлекается из блока, опираясь на кронштейны. Коленчатый вал должен выдвинуться на 80-100 мм, после чего выключить распределитель. Снять крышки коренных подшипников в сборе с нижними вкладышами. Вынуть из крышек пять нижних вкладышей и два упорных полукольца. Вернуть гидросъемник с коленчатым валом в крайнее правое положение. Повернуть гидросъемник на 90о кронштейнами к себе. Откинуть крюки, снять коленчатый вал и отправить для последующей разборки. Вернуть штоки гидроцилиндров в исходное положение. Выключить гидравлический распределитель. Нажатием кнопки “Стоп”, выключить электродвигатель.
Повернуть установочную плиту с блоком в положение IV. Вынуть из гнезд подшипников блока пять верхних вкладышей и два упорных полукольца. Вынуть поршни в сборе с шатунами из цилиндров блока. Вынуть из шатунов и крышек шатунов вкладыши. Поставить крышки шатунов на место, ввернуть болты крепления крышек. Отправить поршни с шатунами в сборе на дальнейшую разборку.
Установить на место крышки коренных подшипников, совместив паз фиксирующие усики вкладышей с пазами в блоке, и ввернуть гайки коренных подшипников.
Вернуть установочную плиту с блоком в положение IV. Повернуть гидросъемник на 90° против часовой стрелки.
Вынув штырь, раздвинуть захваты и подвести гидросъёмник до касания двумя средними насадками соответствующих гильз блока. С помощью тяги сведите захваты и зафиксируйте их в этом положении штырем. Включить электродвигатель. Включить гидравлический распределитель при выдвижении штоков гидроцилиндров, перемещающих влево толкатель. Выпрессовка насадками гильз блока происходит на величину хода штоков гидроцилиндров (200 мм).
Вернуть штоки гидроцилиндров в исходное положение. Выключить распределитель. Выключите электродвигатель.
Освободить блок от захватов. Вернуть гидросъемник в крайнее правое положение. Соединить захваты тягой, зафиксируйте штырем.
Вынуть из блока выпрессованные гильзы. Снимите уплотняющие кольца гильз.
Снять блок цилиндров с установочной плиты стенда при помощи схватки и электротали и отправить на мойку. В процессе разборки двигателя уплотняющие кольца гильз, негодные шайбы складывайте в тару для утиля, а все другие детали отправляйте на мойку
Техническое обслуживание. Смазку подшипников катков кареток, оси гидросьемника и крышки установочной плиты производить солидолом Л марки УС-2 ГОСТ 1033-73 путем ручной набивки в корпуса подшипников. Замена смазки – один раз в шесть месяцев. Смазку направляющих гидросъемника производить машинным маслом Л ГОСТ 1707-51 при помощи ручной масленки.
Периодически проверять качество и чистоту масла в баке. В случае его загрязнения слить масло через спускное отверстие бака, снять и промыть бак, залить свежее масло. Заливку масла произведить через чистую латунную сетку или через фильтр. При нормальной работе замену масла в гидросистеме производите через каждые шесть месяцев.
При длительном хранении неокрашенные наружные поверхности покройте консервационным маслом КГ-203-А ГОСТ 12328-66. Консервация должна соответствовать требованиям ГОСТ 13168-69 для категории условий хранения “С” группы изделий III. Консервация должна обеспечить сохранность стенда в течение 2,5 лет при хранении в помещении.
Хранение стенда в помещении с агрессивными веществами (кислотами, щелочами и т. п.) не разрешается.
Расчеты подтверждающие работоспособность стенда.
Обоснование, рабочих нагрузок и технологического режима.
Основной рабочей нагрузкой возникающей при работе стенда является усилие сопротивления выпрессовыванию гильз цилиндров из их посадочных мест в блок-картере. Несмотря на то, что в местах посадочных сопряжения гильзы с гнездом в блоке картере натяги незначительные
(переходная посадка Н8/m7); степень закрепленности гильзы в гнезде бывает очень велика — при посадочном диаметр 120…150 мм может достигать 25 … 35 кН [ ]. Это объясняется коррозионным «прихватыванием» сопрягаемых деталей.
Рабочую нагрузку в стенде определяем исходя из того, что стенд должен иметь определенную универсальность, т. е. может быть использован для разборки 4-х цилиндровых ДВС различных моделей (за счет применения соответствующего набора выпресовывателей).
Т. о. усилие выпрессовывания общее:
где Рв. г.=35 кН – усилие сопротивления выпрессовыванию одной гильзы, [ ]; n – число одновременно выпрессовываемых гильз.
Расчетное усилие выпрессовывания определяется как:
где: К = 1,25 — коэффициент учитывающий дополнительное сопротивление в узлах трения механической системы.
![]() |
Рис. Расчетная схема выпрессовки гильз.
Основным технологическим режимом стенда является скорость движения выпрессовывающих головок в процессе выпрессовывания, т. е. скорость выпрессовывания во избежание высоких динамических нагрузок при работе стенда и ориентируясь на рекомендации научно-технической литературы [ ] принимало скорость выпрессовывания 5см\ сек. Рабочий ход выталкивающей головки, чтобы выдвинуть выпрессованную гильзу из блока-картера, достаточно для удобного ее извлечения, должен быть не менее 200 мм.
Расчет и выбор узлов гидропривода.
Силовые гидроцилиндры.В соответствии с принятой кинематической схемой привода выпрессовывателя в нем используется два однотипных гидроцилиндра, которые синхронной работой обеспечивают создание рабочего усилия выпрессовывания Рр. в. = 175кН, т. е. рабочее усилие одного гидроцилиндра должно быть не менее:
По каталогу [ ] ориентируясь на вышеприведенные параметры, выбираю гидроцилиндр
II – 140 – 200 МН 2255-91
Диаметр его поршня – 100 мм.
Ход штока – 200 мм.
Номинальное давление – 14 МПа.
Электродвигатель.
![]() |
Расчетная мощность определяется, как [ ]
где Q = 249 см3 сек -1 = 0,00025 м3 сек -1 — подача насоса;
Р = 14000000 Па — рабочее давление гидросистемы;
Nнас – мощность потребляемая насосом;
h = 0,95 –КПД механизма выпрессовывателя.
Ориентируясь на расчетную мощность и необходимую частоту вращения его вала, для обеспечения требуемой подачи гидронасоса, выбираю электродвигатель трехфазный (-380V), асинхронный 4А100L : N = 4/кВт, h = 1500 об/мин/
Гидравлический насос. С точки зрения достаточной надежности работы, удобства монтажа и эксплуатации для принятой гидравлической схемы гидропривода наиболее подходит гидравлический насос шестеренчатого типа. Для выбора типоразмера данного насоса кроме номинального давления, которое он должен создавать, необходимо знать его производительность (подачу).
![]() |
При гидроцилиндре работающем поршневой полостью необходимая подача гидронасоса:
где J = 5 см × сек-1 – технологическая скорость движения штока гидроцилиндра; Sn = 154 см2 – рабочая площадь поршня; hб = 0,85 – объемный КПД гидросистемы.
Ориентируясь на расчетные рабочие параметры насоса, выбираю тип шестеренчатого насоса НШ 10Е-2. Характеристики насоса :
рабочий объем – 10см3/об
номинальное давление – 10 мПа
частота вращения – 1200…1500 об/мин.
Трубопровод. Типоразмер трубопровода выбираю по целевому проходу трубы, используя зависимость по ГОСТ 16516-80 между условным проходом и номинальным расходом жидкости (Таб. № 2.1. [ ]). Для проектируемой гидросистемы с Q = 250 см3 сек-1 = 15 л/мин необходим условный проход трубопровода 10 мм, его может обеспечить труба внутренним диаметром 9,0 … 11,0 мм.
Гидравлическая жидкость.В качестве гидравлической жидкости в гидросистеме привода используется индустриальное масло И-70А ГОСТ 20799-95. Необходимое количество для заполнения гидросистемы – 20 л.
3.2.3 Расчет прочности элементов конструкции стенда.
Данный расчет выполняет, прежде всего, для узлов и деталей, ответственных за безопасность и надежность работы стенда.
Скоба захвата определяет надежность фиксации блок-картера в процессе выпрессовки гильз. Схема нагружения скобы представлена на рисунке 3.2.
Рис.3.2 Схема нагружения скобы захвата и ее шарнирного узла крепления.
Условие прочности скобы в опасном сечении А-А следующее:
Напряжение изгиба в сечение А-А определяется по формуле:
Для определения напряжения предварительно определяют величину усилий, изгибающий момент, момент сопротивления. Усилие, действующее на скобу:
Изгибающий момент, действующий в сечение
Момент сопротивления изгибу
Напряжение изгиба в сечение
Допускаемое напряжение изгиба стали Ст.3, из которой изготовлена скоба
, [ ]
Т. о. условие прочности выполняется
т. е. прочность скобы достаточная.
Прочность шарнирного пальца, присоединяющего скобу захвата к каркасу, также определяет надежность крепления блок-картера при выпрессовке гильз.
Условие его прочности:
Напряжение среза в пальце определяю по формуле:
где i=2 – число плоскостей среза.
Допускаемое напряжение среза
,
где GТ=360мПа – предел текучести для стали, из которой изготовлен палец, [ ].
Т. о. условие прочности выполняется
Надежность крепления блок-картера также определяется прочностью приварки проушин шарнира. При данной схеме нагружения прочность сварных швов определяется условием:
Напряжение, возникающее в шве
где L=100мм – длина шва;
=10 мм – толщина соединяемых деталей.
Допускаемое напряжение для сварного шва
где – допускаемое напряжение для основного металла
(сталь Ст.3), [ ].
Прочность сварного шва достаточна, т. к. условие прочности выполняется
Расчет штока гидроцилиндра на прочностную устойчивость
Специфическая особенность конструкции рабочего органа стенда состоит в том, что он имеет удлиненный выпрессовочный шток. Это создает предпосылки потери устойчивости штока при рабочем ходе с дальнейшей его деформацией и разрушением. Для предотвращения названных явлений выполняется расчет на критическую силу, при которой шток теряет устойчивость и прогибается.
Расчет выполняется по формуле Эйлера, которая определяет критическую силу воздействия:
где |
Е = 0,21×106МПа |
- модуль упругости стали, из которой выполнен шток [ ]; |
I = 0,049×d4 |
- момент инерции сечения, м; |
|
lпр = 0,7×l |
- приведенная длина стержня, м [ ], (см. схему). |
Максимально допускаемое рабочее усилие на штоке цилиндра
где n = 3,5 – запас прочности [ ].
Так как при выпрессовке гильзы имеет место неравенство
считаем, что устойчивость штока вполне достаточна.
Выводы
Выполненные прочностные расчеты деталей стенда и силовые расчеты гидропривода подтверждают работоспособность и достаточную надежность стенда в целом.