Ремонт машин и оборудования
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Технология ремонта коленчатых валов

Краткая характеристика деталей коленчатых валов.

Коленчатые валы изготавливаются ковкой или штамповкой из углеродистой хромистой, хромоникелевой стали или отливкой из специального модифицированного чугуна с тщательной последующей механической и термической обработкой с допустимой овальностью и конусностью шеек не более 0,015 мм и с закалкой шеек токами высокой частоты на глубину 1,5 … 5 мм.

Шатунные и коренные подшипники изготавливаются в виде взаимозаменяемых вкладышей из стальной ленты, внутренняя часть которой покрыта слоем антифрикционного материала (толщиной 0,4…0,7мм), представляющего собой сплав алюминия с добавками сурьмы и магния (АСМ) или с добавками олова и меди (АО-20).

Вкладыши покрывают тонким слоем олова, что ускоряет их приработку и улучшает прилегание к постели внешней поверхности. Для ускорения приработки вкладыши устанавливаются в головку шатуна или в постель коренного подшипника с натягом.

Основные показатели технической характеристики кривошипно-шатунных механизмов.

Показатель

Марка двигателя

Д-65М,

Д-65Н

Д-240

А-41

СМД-60

Число коренных опор

Зазор в коренных подшипниках, мм

Нормальный

Зазор в шатунных подшипниках

Нормальный осевой зазор нижней головки шатуна,

мм

Антифрикционный сплав вкладышей коренных подшипников

Способ ограничения осевого смещения коленчатого вала

Осевое смещение коленчатого вала,

мм.

5

0,070..0,135

0,065..0,120

0,25…0,47

АСМ

Опорными буртами 5-го коренного подшипника.

0,15…0,31

5

0,070..0,134

0,065..0,123

0,25..0,47

АСМ

Опорными буртами 5-го коренного подшипника.

0,15…0,31

5

0,116..0,180

0,096..0,160

0,15…0,54

АСМ

Полукольцами, залитыми свинцовистой бронзой и установленными у 5-го коренного подшипника

0,095…0,335

4

0,100..0,156

0,090..0,146

0,35…0,66

АСМ

Полукольцами, залитыми АСМ и установленными у 4-го коренного подшипника

0,125…0,345

Дефектовка.

Контролируемые параметры коленчатых валов и применяемые контрольно-измерительные приборы и приспособления.

Контролируемый параметр и дефект

Допустимые без ремонта

значения параметров

Приспособления,

приборы.

Марка двигателя

Д-65Н

Д-240

А-41

СМД-60

1

2

3

4

5

6

Диаметры коренных и шатунных шеек;

Овальность и конусообразность шеек;

1

В соответствии с нормальным или ремонтным размером (см.раздел«Восстановление»)

Микрометр

МК-100-1

МК-125-1

МК-150-1

6

0,015

2

0,010

3

0,020

4

0,015

5

Диаметр посадоч-ного места:

под распределительную шестерню,

под шкив,

под шестерню привода масляного

насоса.

48,00

44,89

---

38,00

34,89

37,93

59,92

59,88

59,92

71,00

1,5*

70,00

Микрометр

МК-100-1

МК-125-1

МК-150-1

Диаметр фланца под маховик

144,94

99,96

139,90

106,00

Микрометр

МК-100-1

МК-125-1

МК-150-1

Диаметр отверстия под подшипник вала муфты сцепления

---

---

52,05

52,05

Нутромер индикаторный

модель 109,

модель 154

Длина установочной коренной шейки

60+0,10

5-я

шейка

45+0,10

5-я

шейка

---

50+0,10

4-я

шейка

Нутромер индикаторный модель 154

Ширина шпоночных пазов

8,02

6,02

6,02

---

10,02

8,02

5,02

Шаблоны шпоночные

8154-0069 ПШ

8154-0073 ПШ

Диаметр отверстий под штифты крепления маховика

14,03

13,98

15,98

12,02

Нутромеры индикаторные модель 105

модель 109

Биение относительно общей оси:

коренных шеек;

поверхности под шкив,

торца фланца на крайних точках

0,06

0,04

---

0,06

0,04

0,04

0,04

0,03

---

0,03

---

0,02

Приспособление индикаторное для контроля в центрах

70-8735-1022

               

1

2

3

4

5

6

Биение относительно оси:

крайних коренных шеек:

средних коренных шеек,

поверхности под шестерню,

поверхности под шкив,

поверхности фланца под маховик, торца фланца на крайних точках

0,03

0,03

0,04

---

---

0,03

---

0,04

0,04

0,04

0,02

0,03

0,03

---

---

0,02

0,03

---

---

0,02

Приспособление индикаторное для комплексного контроля на призмах

70-8735-1021

Радиус кривошипа

65±0,10,3

62,5±

±0,04

70±0,05

57,50,06

Приспособление индикаторное

70-8734-1010

Примечание: * Утопание торца конуса коленчатого вала при замере калибром.

Восстановление.

Диаметры коренных шеек коленчатого вала, мм.

Марка двигателя

Производственные размеры

Ремонтные размеры

Маркировка

Д1

Р1

Д2

Р2

Д3

Р3

Д4

Р4

СМД-60

А-41

Д-240Л

Д-65М

92,25

105

75,25

85,25

92-0,015

104,75

75-0,095

85-0,100

91,75

---

74,75

84,75

91,50

104,5

74,50

84,50

91,25

---

74,25

84,25

91,0

104,2

74,00

84,00

90,75

---

73,75

83,75

90,

104,

0

73,50

83,50

90,25

---

73,25

83,25

90,0

103,

7

73,00

83,00

Д1, Д2, Д3, Д4 – первый, второй, третий, четвертый промежуточные размеры, установленные технической документацией на ремонт. Под шейки

этих размеров ремонтное предприятие изготавливает вкладыши путем переточки вкладышей, бывших в эксплуатации.

Р1, Р2, Р3, Р4 - первый, второй, третий, четвертый ремонтные размеры, установленные зводом-изготовителем. Под шейки этих размеров завод поставляет вкладыши ремонтных размеров.

Диаметры шатунных шеек коленчатого вала, мм.

Марка двигателя

Произв. размеры

Ремонтные размеры

маркировка

Р1

Р2

Р3

Р4

СМД-60

А-41

Д-240Л

Д-65М

85,25

85,00

68,25

75,25

85-0,015

84,75

68-0,090

75-0,095

84,50

84,50

67,50

74,25

84,00

84,25

67,00

73,50

83,50

84,00

66,50

72,75

83,00

83,75

66,00

72,00

Для шатунных шеек, так же как и для коренных, существуют промежуточные ремонтные размеры.

контроль вкладыша

 

Рис. 1. Контроль вкладыша

Вкладыши по толщине дефектуют многопозиционной скобой — гребенкой. Проходные пояски позволяют определить размерную группу вкладыша, а непроходные — пригодность вкладыша к дальнейшей работе.

Ремонт коленчатых валов - 5.0 out of 5 based on 2 votes