ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «ТРАКТОРАМ И АВТОМОБИЛЯМ» ТЕМА. РАЗБОРКА И СБОРКА ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ КШМ РАЗНЫХ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЦЕЛЬ. Цель. Выучить строение деталей цилиндро-поршневой группы, выявить особенности конструкции и характер соединений. Приобрести навыки разборки и сборки КШМ.
По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, Овладеть следующими знаниями и навыками:
А) определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;
Б) проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;
В) определять техническое состояние деталей КШМ.
В частности студент Должен Уметь:
А) выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;
Б) грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;
В) пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент для монтажных работ, съемники для разборки двигателей, детали и сборные единицы КШМ двигателя, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1978.
2. Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1974.
3. Трактори та автомобілі: Підручник / Я. Ю. Білоконь, А. І. Окоча. – К.: Вища освіта, 2003. – 560 с.: іл.
4. Гуревич А. М. Тракторы и автомобили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 336 с. ил.
5. Тракторы и сельскохозяйственные машины / Л. А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н. П. Сычугов. - М.: Агропромиздат, 1986. – 336 с., ил.
6. Зайцевский А. П., Чичков В. А. Практикум по тракторам и автомобилям.
7. Ковалев Н. Г. Практикум по тракторам и автомобилям. Колос, 1981. – 223 с., ил.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
1. К выполнению работы приступать только после инструктажа и по указанию преподавателя. 2. На рабочем месте соблюдать порядок и чистоту. Не загромождать проходы и территорию рабочего места. Демонтированные детали и узлы складировать на столах или других, предназначенных для этого, местах. При необходимости, до начала работы навести порядок на рабочем месте. 3. Использовать исправные инструмент и приспособления, применять их по назначению. 4. Без разрешения преподавателя не покидать и не менять рабочее место и характер работы. 5. Использовать только безопасные приемы выполнения работы, соблюдать дисциплину.6. Согласовывать свои действия с действиями других участников работы с целью предупреждения травмирования друг друга. 7. При обнаружении угрозы собственной безопасности или безопасности окружающих, а также в случае получения травмы, немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.
Содержание и последовательность выполнения работы
Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе [1] с. 54 – 85, [2] с.49 - 68 , [3] с. 51 – 64, [4] с. 35 - 55.
После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.
ЗВЕНО № ________
Характеристика механизмов двигателя
(для звена №1 - ЗИЛ - 130, №2 - IVECO, №3 - СМД - 62, №4 - Д - 240, №5 - ГАЗ-53)
Название |
Показатель |
Модель двигателя |
|
Тип двигателя |
|
Количество цилиндров |
|
Порядок работы |
|
Диаметр цилиндра, мм |
|
Ход поршня, мм |
|
Мощность, кВт |
|
Степень сжимания |
|
Рабочий объем, л |
|
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 |
|
Удельный расход топлива, г/кВт. час |
Выучить строение и последовательность разборки и сборки цилиндро-поршневой группы КШМ. Разобрать цилиндро-поршневую группу. Выявить особенности конструкций и наличие меток на деталях. Выучить характер сопряжений, собрать ЦПГ согласно технических требований.
Особенности строения и сопряжений
1. Характеристика гильзы цилиндров ____________________________________________________
2. Материал поршня___________________________________________________________________
3. Количество компрессионных колец, шт._______________________________________________
4. Количество маслосъемных колец, шт._________________________________________________
5. Зазор между поршнем и цилиндром, мм.________________________________________________
6. Зазор в замке поршневых колец, мм ___________________________________________________
7. Способ крепления поршневого пальца_________________________________________________
8. Допустимое отклонение по массе поршня, г. _____________, шатуна, г____________
На рисунке 1 а, б, в укажите основные детали блок-картеров двигателей.
Ответ: а)__________________________________
______________б)__________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________
А) __________________________________________
__________________________________________
Б) |
_____ Ответ: в)_____ |
В) |
Рис.1 – Блок-картеры ДВС. На рисунке 2 укажите основные детали шатунов.
Ответ:__________________________________________________________________________
Рис. 2 – Шатуны двигателей (а – Д-160,б – ЯМЗ, в – ГАЗ-52, г – СМД-14) _______________________________________
На рисунке 3 укажите конструкционные детали коленчатого вала двигателя Д – 240.
Ответ: __________________
Рис. 3 – Коленчатого вала двигателя Д – 240. _
Контрольные вопросы
1. Чем уплотняется гильза цилиндров в верхней части?
Ответ:___________
2. Чем уплотняется гильза цилиндров в нижней части?
Ответ:___________________________________________
3. Как обозначается размерность поршневой группы?
Ответ:_______________________________________________
4. Как располагаются на поршне замки поршневых колец?
Ответ:_________________________
Вывод:________________________________________________________
Выполнил студент группы _________ Дата __________ Ф. И.О.____________________
Оценка___________ Дата_________ Преподаватель________________________