Основные свойства машин и оборудования.
1.1. Качество и надежность машин
Качество машины — это совокупность свойств, определяющих ее способность выполнять свои функции в соответствии с эргономическими, эстетическими, экономическими и другими требованиями.
Под уровнем Качества ремонта следует понимать степень приближения свойств отремонтированной (восстановленной) машины к соответствующим свойствам новой машины, принятой за эталон.
Надежность — свойство машины (сборочной единицы) в течение установленного времени в определенных условиях выполнять заданные функции при сохранении в заданных пределах эксплуатационных показателей, или, иначе говоря – с требуемым качеством.
Надежность – комплексное свойство, включающее в себя четыре других: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Качество машины – это сложное, емкое понятие, оценка которого зависит от многих факторов и осуществляется на основании ряда показателей.
Показатели, которые могут использоваться для Оценки качества машины можно разделить на следующие группы:
1. Показатели назначения.
2. Показатели технологичности.
3. Технико-экономические показатели.
4. Показатели надежности.
5. Эргономические показатели.
6. Эстетические показатели.
7. Показатели приспособленности к транспортировке.
8. Показатели унифицированности.
9. Патентно-правовые показатели.
10.Экологические показатели.
11.Показатели безопасности.
Показатели назначения – характеризуют степень соответствия
Машины целевому назначению, ее технические и эксплуатационные возможности.
Например, по показателям назначения гусеничный трактор имеет более высокое качество в сравнении с колесным, если требуется выполнять вспашку, и наоборот, если требуется выполнение транспортных работ.
Показатели назначения в значительной мере взаимосвязаны с показателями технологичности и технико-экономическими показателями.
Показатели технологичности - уровень соответствия требованиям
Технологических процессов – скорость, непрерывность функционирования (емкость топливных баков, зерновых бункеров, баков опрыскивателей и т. п.), уровень автоматизации, вес и габаритные размеры, мощность, грузоподъемность, ширина захвата и т. п.
Технико-экономические показатели – нормальная мощность двигателя, частота вращения коленчатого вала, удельный расход топлива, тяговое усилие на всех передачах, максимальный крутящий момент на валу отбора мощности, длина тормозного пути, расход картерного масла, грузоподъемность, давление в гидравлической системе, и др.
Показатели надежности (как следует из определения) – характеризуют способность машины выполнять заданные функции в течение длительного (заданного) промежутка времени.
Основными составляющими понятия "надежность" являются следующие свойства машины: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, формулировки определений которых будут приведены ниже.
Уровень надежности может оцениваться следующими показателями:
Наработка на первый отказ, наработка между дальнейшими отказами, продолжительность восстановления работоспособности после отказа, наработка до предельного стояния, количество отказов за период эксплуатации, наработка до списания машины.
Эргономические показатели – удобство в эксплуатации, комфортабельность, техника безопасности и т. п. Эргономические показатели улучшает наличие гидроусилителей рулевого управления, сервомеханизмов управления муфтами сцепления, пневматических усилителей тормозов, кондиционера, системы отопления кабины, шумо - и виброизоляции и т. п.
Эстетические показатели - внешний вид (форма, окраска, наличие
декоративных элементов, чистота и общее состояние).
Показатели приспособленности к транспортировке – трудоемкость,
Продолжительность и т. п. характеристики процесса перевода машины из транспортного в рабочее положение и наоборот.
Показатели унифицированности – степень взаимозаменяемости
деталей и отдельных узлов и агрегатов между машинами различных моделей или марок.
Патентно-правовые показатели – использование в конструкции
машины оригинальных узлов, механизмов, технических решений, запатентованных в процессе ее создания.
Экологические показатели – показатели, характеризующие уровень
влияния эксплуатации машины на окружающую среду: дымность выхлопных газов, удельное давление на почву, расход кислорода, воды, загрязнение почвы смазочными материалами, ядохимикатами и т. п.
Показатели безопасности – величина тормозного пути, свободного
хода рулевого колеса, наличие и совершенство сигнализации, устройств блокировки опасных воздействий (например устройство блокировки запуска двигателя при включенной передаче), уровень шума вибрации и т. п.
Уровень качества и надежности машины закладывается и обеспечивается на всех этапах ее проектирования и изготовления. В период эксплуатации машины, в большей или меньшей степени, может обеспечиваться сохранение этих свойств. В развернутой форме этапы и условия создания и сохранения качества и надежности, а так же уровень их влияния в процентном отношении показаны на схеме (см. следующую страницу).
1.2. Термины и определения, характеризующие качество и надежность.
Понятия "Качество машин", "Надежность машин" наиболее полно раскрываются и характеризуются при помощи нижеуказанных терминов и определений.
Безотказность — свойство машины сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени (наработки) без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяют опытным путем. Проводят наблюдение за группой машин и определяют: вероятность безотказной работы, среднюю наработку до отказа, интенсивность отказов, параметр потока отказов и наработку на отказ.
Схема влияния факторов проектирования, производства и эксплуатации на уровень надежности машин:
Долговечность — свойство машины (сборочной единицы) сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.
Физическая долговечность определяется сроком службы машины до ее предельно допустимого износа.
Моральная долговечность характеризует собой тот срок службы, достигнув который машина данной марки и данного технического оформления становится экономически невыгодной. Она обуславливается техническим ресурсом, а так же использованием при создании передовых научных разработок, технологий, и другими патентно-правовыми показателями.
Технико-экономическая долговечность определяет собой срок службы машины (промежуточный между физической и моральной долговечностью), за пределами которого проведение ремонта этой машины экономически нецелесообразно.
Количественно долговечность оценивается техническим ресурсом.
Ремонтопригодность — свойство машины (сборочной единицы) заключающееся в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению Отказов, повреждений и неисправностей путем проведения технических обслуживаний и ремонтов.
Уровень ремонтопригодности машины может оцениваться по удельным значениям времени простоя, трудовым затратам и стоимости проводимых технических мероприятий.
Сохраняемость — свойство машины (сборочной единицы) непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение эксплуатации и транспортировки.
Наработка — продолжительность или объем работы машины (сборочной единицы), измеряемая в моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах, километрах пробега и других единицах.
Исправность — состояние машины (сборочной единицы), при котором она соответствует всем требованиям номативно-технической документации.
Неисправность — это несоответствие машины или ее отдельных частей хотя бы одному из требований, указанных в технической документации.
Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправности машины (сборочной единицы).
Работоспособность — состояние машины, при котором она способна выполнять функции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (мощность, сила тяги на крюке, грузоподъемность и т. п.).
Работоспособность может оценивается по технико-экономическим показателям, показателям технологичности, эргономическим показателям и др.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины (сборочной единицы).
Срок службы — календарная продолжительность использования новой или капитально отремонтированной машины от ее ввода в эксплуатацию до наступления предельного состояния (износа или разрушения).
Предельное состояние — это состояние, при котором дальнейшее применение объекта по назначению недопустимо или нецелесообразно. Причинами этому может быть невозможность безопасной работы или низкая эффективность эксплуатации, а также значительные затраты на ремонт.
Ресурс — наработка машины от начала отсчета основных показателей номинальных параметров новой или капитально отремонтированной машины до наступления предельных их значений, указанных в технических требованиях.
Остаточный ресурс — наработка машины (сборочной единицы) от последнего измерения основных параметров до достижения предельных их значений, указанных в технических требованиях.
Наиболее полно характеризуют надежность машины (сборочной единицы) комплексные Количественные показатели, на основании которых можно оценить целесообразность ее приобретения не только по ценовым, технологическим и т. п. показателям, но и по уровню расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, а также с длительностью простоев по техническим причинам.
Применительно к сельскохозяйственным машинам и их сборочным единицам такими показателями надежности являются Коэффициенты технического использования и готовности.
Коэффициент технического использования (Ки) — это отношение времени работы машины или сборочной единицы за доремонтный или межремонтный период к сумме этого времени и времени всех простоев по техническим причинам за этот же период работы:
n
Кн = (∑ tc / tс + tо + tэ + tр) / N
i =1
Где N — Число машин;
tс— суммарное время работы 1-ой машины за ее доремонтный или
межремонтный период;
tо, tэ и tр — соответственно суммарное время простоев i-ой машины при проведении технических обслуживаний, устранении эксплуатационных отказов, ремонтов за доремонтный или межремонтный период.
Коэффициент технического использования позволяет оценить в процентах или долях единицы суммарную длительность вынужденных простоев машины в процессе ее эксплуатации. Применительно к тракторам, сельскохозяйственным машинам и их сборочным единицам Ки колеблется в пределах 0,6...0,8, что свидетельствует о низком уровне ремонтопригодности этих машин.
Коэффициент готовности (Кг) — это отношение времени работы машины (сборочной единицы) за доремонтный или межремонтный период к сумме этого времени и времени простоев для устранения эксплуатационных отказов за этот же период работы:
n
Кг = (∑ tc / tс tэ) / N
i =1
Коэффициент готовности определяет среднее количество работо-способных машин в отрезок времени между их ремонтами. Значение этого коэффициента для тех же машин 0,7...0,9.
Коэффициенты Ки и Кг характеризует не только уровень надежности, но и организацию ее технического обслуживания и ремонта.
Уменьшить простои машин при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов, а так же при устранении эксплуатационных отказов и, тем самым, повысить коэффициенты Ки и Кг можно за счет совершенствования организации и технического обеспечения ремонтно-обслуживающих работ.
Для этого необходимо:
- подобрать и подготовить (обучить) ремонтно-технический персонал
(инженеры, мастера-наладчики, слесари различных специальностей, токари, сварщики, кузнецы и др.);
- создать достаточную материальную базу в виде оснащенных необходимым оборудованием мастерских, пунктов технического обслуживания и т. п.;
- обеспечить бесперебойное снабжение запасными частями и материалами;
- обеспечить действие планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта.
Решение перечисленных задач должно совершенствоваться по мере развития системы предприятий технического сервиса.