Конструкторские разработки
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

Конструкторская разработка. Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС.

Ремонт топливного насоса высокого давления тракторного дизельного двигателя предполагает его разборку. Однако ряд его узлов (цилндры плунжерных пар, полумуфты на валу, подшипники качения на кулачковом валу и другие) собраны по напряженной посадке с натягом и при разборке требуют значительных мускульных усилий. Для облегчения разборки напряженных соединений предлагается конструкция приспособления, механизирующего процесс разборки. Применение этого приспособления должно также повысить качество ремонта и предотвратить детали от разрушения.

Устройство и работа приспособления.

Приспособление имеет сварной каркас на котором размещены его основные узлы. Каркас, для устойчивости, должен крепиться анкерными болтами к массивному основанию. К верхнему торцу каркаса прикреплена горизонтально расположенная металлическая плита. На плите установлен узел, к которому крепится ремонтируемый топливный насос, а также установлен исполнительный гидроцилиндр, создающий осевое усилие для демонтажа деталей. Узел крепления насоса состоит из двух стоек между которыми расположена рамка, к которой непосредственно прикрепляется насос. Для этого на рамке имеются отверстия-пазы под крепежные детали (болты). Отверстия-пазы совмещаются с крепежными отверстиями на фланце насоса, в них вставляются болты и стягиваются гайками. Рамка шипами опирается на подшипники скольжения и таким образом может свободно поворачиваться для изменения положения насоса относительно съемника на конце штока гидроцилиндра. Таким образом к съемнику перемещаются демонтируемые детали насоса. Рамку может жестко фиксировать двумя парами винтов, ввинченных в стенки втулок шипов.

Конструкция узла крепления гидроцилиндра предусматривает изменение его положения по высоте для совмещения съемника на штоке с демонтируемой деталью.

В приспособлении, для привода гидроцилиндра в движение, применена упрощенная гидросистема. В гидросистеме, для создания рабочего давления, предусмотрено использование ручного гидронасоса. Модель гидронасоса НРГ-500. Его характеристики: максимальное давление – 50 Мпа; емкость бака – 20 л; масса – 20 кг. Привод насоса рычажный.

Работает приспособление следующим образом. Ремонтируемый топливный насос закрепляется на рамке. Демонтируемая деталь насоса совмещается и соединяется со съемником гидроцилинра. для выполнения демонтажа детали, рукой перемещается рычаг гидронасоса, тем самым нагнетается давление в гидросистеме и создается рабочее усилие на штоке гидроцилиндра. Под действием создавшегося усилия происходит демонтаж детали. Ручное управление гидросистемой позволяет выполнять процесс разборки аккуратно, с высокой точностью и без разрушения деталей.

ХХХХХХХ

Расчёт прочности деталей установки

Для определения надёжности работы установки проверяю прочность прочность деталей струбцины и прочность деталей, обеспечивающих герметичность присоединительных замков.

Определение рабочих нагрузок.

Предварительно вычисляю нагрузки, действующие на каждую деталь.

На ось шарнира струбцины действует усилие её затяжки. Усилие затяжки должно обеспечить как фиксацию коленчатого вала, так и герметичность присоединения подводящих и отводящих полостей гнёзд. Для обеспечения герметичности, усилие затяжки должно быть выше на 15-20% усилия, создаваемого рабочим давлением. Расчетная схема показана на рисунке 1

Рис.3.1 Схема нагружения струбцины.

Общее усилие, действующее на ось

image001_21_6cebb6835acafee8d936c6d51904a995 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС,

где р = 0,3 МПа – рабочее давление в гидросистеме;

Simage002_22_1dad245bc745ed9d732f80890b51419e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС и Simage003_23_7396102dba1e6eb4321aea14bf7d636e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС – площади подающей и отводящей плоскостей.

Simage002_22_1dad245bc745ed9d732f80890b51419e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= Simage003_23_7396102dba1e6eb4321aea14bf7d636e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС =*=image005_21_d94f45a03263181bd1b1a266079a02fd Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС=2250 ммimage006_20_6df973bf666e237ee7104da3e12518e4 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС,

где D = 85 мм – диаметр, на котором выполнена полость;

B = 45 мм – ширина полости;

image007_23_5b299098ba49a9598cbcd4d3076c030f Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= 6 – часть окружности, занимаемая длиной полости.

Тогда

Р = 0,3 (2250 + 2250) = 1350 Н

Расчетное усилие:

Рp = image008_23_606bf89037d671c924308f50c5c047db Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС =1350·1,2=1620 Н.

Расчет прочности оси шарнира скобы.

Схема нагружения оси шарнира скобы приведена на рисунке 2.

Рис. 2 Схема нагружения оси шарнира.

Из расчётной схемы видно, что ось подвергается деформации среда, т. о., условие прочности:

[image009_21_05b364e7ff7904a2c6ea9f9d3b54f446 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС]image010_21_18c02df0c58e2c9b19b10f74f51a6815 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС>image009_21_05b364e7ff7904a2c6ea9f9d3b54f446 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС*,

[image009_21_05b364e7ff7904a2c6ea9f9d3b54f446 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС]image010_21_18c02df0c58e2c9b19b10f74f51a6815 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС=0,25image011_23_8357b6d223fe1782e399f8891bafba34 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС=0,25·210=53 МПа.

image011_23_8357b6d223fe1782e399f8891bafba34 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС=210 мПа – предел текучести стали Ст3, из которой изготовлена ось.

Действительное напряжение среза в оси:

image012_23_1495c9f311f1c0de799be9c394858e5c Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС=image013_23_03f2302ec22831d88118ec3375c26031 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= 8 Mпа.

где d = 12 мм – диаметр оси в плоскости среза;

image014_24_20e08c020c4c521f1b37dfc7ee226a80 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= 2 – число плоскостей среза оси.

Условие прочности оси выполняется:

8 МПа = image015_25_90c80f694dcf097fd12a918584c3ec3c Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС< (image009_21_05b364e7ff7904a2c6ea9f9d3b54f446 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС)image010_21_18c02df0c58e2c9b19b10f74f51a6815 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= 53 MПа.

Расче прочности скобы.

Схема нагружения скобы стубцины приведена на рисунке 3.

Из схемы видно, что верхняя часть скобы, воспринимающая усилие затяжки винта, испытывает деформацию изгиба и наиболее нагружена, т. к. образует большее плечо. опасным сечением на этом участке являеся сечение А-А, т. к. оно имеет наименьший размер. Выполняю проверочный прочностной расчет скобы в указанном сечение.

Условие прочности:

image016_25_52fe5e83481fb38c53e8deef346209dc Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС ;

Где image017_24_16ff4e391d0bf00593175143954286ae Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС= 150 МПа - допускаемое напряжение изгиба для стали Ст.3, из которой выполнена скоба [ ].

Действительное напряжение изгиба в сечение А-А определяется по формуле:

image018_22_be91586b4365f71b067e9fc3bc246f38 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Рис. 3 Схема нагружения скобы.

Для определения напряжения предварительно определяют величину усилий, изгибающий момент, момент сопротивления. Усилие, действующее на скобу:

image019_21_58ae4661724d4bb6e93bb361ebe541ec Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Изгибающий момент, действующий в сечение

image020_21_ebc6139fc90e1b251053a019157c101d Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Момент сопротивления изгибу

image021_21_410508bd00c077cf4df2878902ce03e9 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Напряжение изгиба в сечение

image022_20_a716e4fad1e5c91cbf3da6d59f987e73 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Допускаемое напряжение изгиба стали Ст.3, из которой изготовлена скоба image023_21_7b8f0d260e1eadad9a306a561799e510 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС.

Т. о. условие прочности выполняется

image024_20_e955ec8824d00a4059d5f0c94bcf317a Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

т. е. прочность скобы достаточная.

Расчет прочности стягивающего резьбового стержня присоединительного замка. Расчетная схема приведена на рисунке 3.2.

image025_19_ee7f9bc57434128c3abe0c51e44cd126 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Рис. 3.5 Схема нагружения стягивающго резьбового стержня в замке.

Давление в полостях замка изменяется от Рmin = 0 до Рmax = 0,3 мПа.

Предварительная затяжка стержней определяется по формуле:

image026_20_22ddd778dbb959f0ffa73acb3cff8c32 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС,

где Кст = 2,5 – коэффициент запаса против раскрытия стыка;

Р1max – нагрузка, приходящаяся на один стягивающий резьбовой стержень при наибольшем давлении в полостях замка.

image027_20_bbba678aeae6a77db32504c7dca2074e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС – коэффициент осевой нагрузки при отнулевом цикле нагружения;

image028_19_c876512bec0612f1170ea78e672b0397 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Усилие предварительной затяжки

image029_19_944870b8c64e804c21470e34f9b70766 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Расчетная нагрузка на стягивающую шпильку при полной нагрузке с учетом возможности затяжки:

image030_18_91265366c088a0e01c7f176dfd560bf9 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Прочностная жесткость стягивающих шпилек достаточна, т. к. выполняется условие прочности

image031_18_6f1cb8c6aed787e844ee6113e277c071 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

где [p]=19000 н допустимая осевая нагрузка на болт М6 из материала сталь Ст3.

Определение устойчивости к прогибу сжимающего винта струбцины.

Сжимающий винт струбцины при зажатии коленчатого вала испытывает осевое усилие и вращающий момент. Из за значительногой величины вылета он может потерять устойчивость и прогнуться, что может привести к разрушению устройства. Для предотвращения этого выполняю проверочный расчет.

Исходные данные для расчета: сжимающее осевое усили, действующее на винт Р = 1350 Н (расчет выполнен ранее); винт имеет метрическую резьбу М 20, с наружным диаметром d = 20 мм и внутренним диаметром

d1 = 17,3 мм; материал винта сталь СТ.3; Величина выхода винта 100 мм; коэффициент приведения длины μ = 0,7.

Устойчивость сжимающего винта можно характеризовать коэффициент запаса устойчивости, котрый определяется по формуле:

image032_18_aaa1148dbe80d9a7144a88188e480371 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВСimage033_17_f856380456945692779bec090a4c89e9 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Критическую силу Ркр определяем по формуле Эйлера, предварительно определив предел гибкости:

image034_17_7f885b88c042f22c35814c6dd966b1eb Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Где Е=2,0·105 Н/мм2 – модуль продольной упругости;

σпц = 270 Н/мм2 – предел пропорциональности.

Определяю радиус инерции:

image035_16_df4b3e50b3c37645d79a243906ad89e1 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Приведенный момент инерции сечения винта с учетом повышения жесткости за счет наличия резьбы:

image036_17_f4197c1ba87cf818dba922e7bee91b39 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

*

*

*Вычисляю радиус инерции:

image037_17_d6ab8f6e52e7326d7cbf4f1e14277f6a Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

image033_17_f856380456945692779bec090a4c89e9 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Тогда гибкость винта равна:

image038_17_943d564c42442dc5884b7d1cfc09d54e Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Критическую силу определяем по фомуле Эйлера:

image039_16_7ed79175cc2e2cd081fdd366e9eafdc2 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

Коєффициент запаса устойчивости равен:

* image033_17_f856380456945692779bec090a4c89e9 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВСimage040_16_4cfa50ece9e5847228bda65c95ddc752 Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС

*Что значительно превышает допускаемое значениие, т. е. имеет место соотношение:

nу > [nу];

где [nу] = 4,5...6 – допускаемый коэффициент запаса устойчивости для рассматриваемой конструкции. Т. о. зажимной винт обладает достаточной устойчивость к прогибанию.

Приспособление для разборки топливного насоса тракторного ДВС - 4.0 out of 5 based on 1 vote