Конструкторские разработки
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.25 (2 Голосов)

Конструкторская разработка - модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Задачей настоящего раздела дипломного проекта является механизация трудоемкой операции - выпрессовывания гильз цилиндров из блок - картера тракторных ДВС. Для ее реализации здесь предлагается разработка конструкции специального стенда, которым должен быть оснащен участок по ремонту ДВС.

Обзор литературы, патентной документации и научно-технических информационных материалов показал, что наиболее рациональны стенды с одновременной выпрессовкой всех гильз из блок - картера и с верхним вертикальным расположением силовых элементов. Такая схема позволяет оснастить стенд подводящим и отводящим рольгангом, что позволяет легко перемещать блок – картер к стенду на демонтажный стол и так же отводить от него. Однако у рассмотренных конструкций стендов поверхность демонтажного стола, для обеспечения прочностной надежности не была снабжена транспортными роликами, а представлял лист металла. В результате, окончательная точная установка блок – картера ручными усилиями под выпрессовывающими насадками, оставалась довольно трудоемкой.

На основании вышеизложенного определено направление конструкторской разработки настоящего раздела: модернизировать выпрессовочный стенд с верхним вертикальным расположением рабочих органов, придать ему предельную универсальность, т. е. возможность работать с несколькими моделями автотракторных двигателей, имеющих однорядное расположение цилиндров, а также повысить уровень механизации при демонтажных работах. Например модели ДВС А-41; СМД-14 и др.

При этом поставлена задача сконструировать демонтажный стол, на котором с малыми мускульными усилиями можно было бы передвигать (выставлять) блок-картер перед выпрессовкой гильз, фиксировать его в нужном положении, производить выпрессовку.

Устройство и работа стенда для выпрессовывания гильз из блок-картера ДВС

Стенд, по принципу установки, является стационарным. Должен устанавливаться на бетонном фундаменте с помощью анкерных болтов, с разметкой по десятому классу точности.

Стенд состоит из энергосилового исполнительного агрегата, демонтажного стола (поз.2),боковых ветвей рольганга (поз.3).

Энергосиловой исполнительный агрегат смонтирован на станине. Станина представляет собой сварную металлоконструкцию, выполненную из стандартного металлопроката (позиция 1, лист 5). Корпус станины огражден со всех сторон листами металла или съемными крышками, что обеспечивает безопасную работу его механизмов.

Внутри корпуса станины размещен источник механической энергии – электродвигатель асинхронный трехфазный (380 V) (поз.5), номинальной мощностью 4 квт и частотой вращения вала 25 об с-1. Там же расположена гидросистема, являющаяся гидроприводом рабочего органа.

Электродвигатель соединен с гидравлическим насосом упругой втулочно-пальцевой муфтой.

Гидравлический привод стенда включает в себя:

1. Гидравлический насос НШ-32У (расчет и выбор приводится на стр );

2. Фильтр масла сетчатый;

3. Клапан предохранительный;

4. Гидроцилиндр ГЦП II-100-300 (расчет и выбор на стр );

5. Распределитель потока жидкости Р75-23;

6. Линии связи;

7. Бак для масла, объем 50л.

 

Особенностью принятой схемы гидросистемы привода есть то, что она должна обеспечить синхронное движение и усилие штоков четырех гидроцилиндров для этого в ней предусмотрены впускной и выпускной коллекторы (поз. 13 и 14 лист 7).

Кроме того, при необходимости возможна работа одним гидроцилиндром, при остальных двух заблокированных.

Рабочими силовыми органами стенда являются штоки гидроцилиндров, снабженные головками (поз.9) для взаимодействия с выпрессовываемыми гильзами. Головки на штоке укреплены шарнирно, что обеспечивает полный контакт с гильзой и компенсирует неточности расположения блок-картера относительно геометрических осей штоков. Три рабочих гидроцилиндра размещены на специально металлической плите. Гидроцилиндры опорными проушинами помещены на опорную ось, что позволяет легко изменять межосевое расстояние их штоков, т. е. настраивать на выпрессовку разных моделей блок-картеров. При принятых размерах силовых элементов межосевое расстояние может меняться от 150 до 270 мм. Этим была достигнута универсальность стенда.

Плита с цилиндрами крепится в верхней части станины над демонтажным столом.

Демонтажный стол, принципиальная конструкция которого представлена на листе 6 представляет собой отдельную от станины сварную металлоконструкцию. Монтируется стол на общий фундамент, однако крепится отдельными анкерными болтами. Такая схема монтажа дает возможность более точно размещать стол относительно геометрических осей выпрессовочных штоков. На поверхности стола имеются две направляющие пластины. В крышку стола вмонтировано 12 симметрично расположенных плавающих (утопляемых) роликоопор. Конструкция данной роликоопоры представлена на листе 6. Роликоопора содержит в себе пружину сжатия, рассчитанную на удержание распределенного веса блока-картера с подставкой и сжимается, т. е. утапливается ролик, под действием усилия выпрессовки. Блок жестко устанавливается на демонтажный стол и готов воспринимать выпрессовывание.

Для неподвижного закрепления на столе специальной подставки с блок-картером, на нем имеется управляемый фиксатор (поз. ). Управление фиксатором осуществляется с помощью педали.

С левой и правой стороны демонтажного стола установлены рольганги для удобной подачи блок - картера на подставке в рабочую зону стенда и отвода разобранного блока от демонтажного стола. В рольганге применены стандартные ролики Æ 80мм.

Работает выпрессовочный стенд в следующем порядке. В конце рольганга располагают подставку, на которую с помощью подъемного механизма ставят блок – картер, ориентируясь по наружному контуру шпилек. Далее подставка с блок – картером перемещается в рабочую зону стенда, т. е. на демонтажный стол.

Внизу, на опорной поверхности подставки имеется специальный паз, который необходимо совместить с выступом фиксатора. Для этого выступ фиксатора отжимается ножной педалью и выполняется совмещение. Выполнить это довольно легко т. к. подставка перемещается по плавающим роликоопорам. Фиксирование подставки на демонтажном столе обеспечивает совпадение отверстий гильз с рабочими кромками выпрессовывающих насадок на силовых штоках.

После фиксирования блок готов к проведению выпрессовки гильз.

Нажатием кнопки «пуск» производится включение электродвигателя, т. е. запуск гидропривода. Поворотом рукояток гидрораспределителя в рабочее положение открывают подачу масла в гидроцилиндры и те начинают выпрессовывающее движение вниз к блоку. Когда рабочие кромки насадок на штоках совместятся с отверстиями гильз усилие от движущихся штоков начнет передаваться блоку на подставке и далее на плавающие роликоопоры стола. Под действием этого усилия роликоопоры проследуют вниз (утопятся) и блок на подставке жестко установится на поверхности стола, т. е. сможет воспринимать усилие выпрессовки. Под действием последнего произойдет выпрессовка гильз из гнезд в блок – картере.

Величина хода штока с рабочей насадкой ограничена, поэтому после выпадения гильзы из гнезда контакт насадки и гильзы прекращается.

После завершения процесса выпрессовки переводом управляющей рукоятки гидрораспределителя в противоположное крайнее положение изменяется направление потока масла в подающей части гидросистемы и начинается поднятие штоков. При достижении ими крайнего верхнего положения рукоятка гидрораспределителя переводится в нейтральное положение.

После снятия рабочего усилия с блок картера он поднимается роликоопорами (разжатием пружин) над поверхностью стола и готов к перемещению из рабочей зоны.

Отжатием педали снимается фиксация и блок картер выводится из рабочей зоны на правый рольганг для дальнейших ремонтных операций.

Обоснование, расчет рабочих нагрузок и технологического режима стенда.

Главной рабочей нагрузкой, возникающей при работе стенда является усилие сопротивления выпрессовыванию гильз цилиндров из их посадочных мест в блок – картере. Несмотря на то, что в местах посадочных сопряжений гильзы с гнездом в блоке – картере натяги конструктивно отсутствуют, степень закрепления гильзы в гнезде бывает очень велика – при посадочном диаметре 120 – 150 мм может достигать 40…45 кН [ ]. Это объясняется коррозионным «прихватыванием» сопрягаемых деталей.

Рабочую нагрузку в стенде определяем исходя из конструкции силового агрегата, представляющего собой, как говорилось ранее, механически разобщенные четыре гидроцилиндра.

На основании вышеприведенных рекомендаций назначаем усилие выпрессовывания каждого гидроцилиндра Fвыпр=45 кН.

Основным технологическим режимом стенда является скорость движения выпрессовывающих насадок в процессе выпрессовывания. Во избежании высоких динамических нагрузок, при работе стенда, и ориентируясь на рекомендации научно-технической литературы [ ] принимаем скорость выпрессовывания 3 см/сек.

Рабочий ход выталкивающей головки, исходя из размеров блок – картера и гильзы цилиндра, должен быть 300 мм.

Расчет и выбор узлов гидропривода

Силовые гидроцилиндры

В соответствии с принятой кинематико - гидравлической схемой привода выпрессовывателя в нем должны использоваться четыре однотипных гидроцилиндра, которые должны синхронно создавать одинаковые рабочие усилия Fвыпр=45 кН.

По каталогу [ ] , ориентируясь на приведенные силовые параметры конструктивно удобный диаметр штока гидроцилиндра (50 мм), выбираю гидроцилиндр

ГЦП-II-100-300 МН 2255-81.

Параметры гидроцилиндра:

- диаметр поршня - 100 мм;

- ход штока - 300 мм;

- возможное рабочее усилие на штоке – 75 кН;

- диаметр штока - 50 мм;

- рабочее гидравлическое давление до 14 Мпа;

- площадь поршня - 78,5 см2.

3.3.2 Гидравлический насос

С точки зрения достаточной надежности работы, удобства монтажа и эксплуатации для принятой гидравлической схемы гидропривода наиболее подходит гидравлический насос шестеренчатого типа. Для выбора типоразмера данного насоса кроме номинального давления, которое он должен создавать, необходимо знать его производительность (подачу).

При работе гидроцилиндра поршневой полостью необходимая подача гидронасоса с соблюдением технологической скорости движения штока [ ]

image001_18_b5bd61f2d6e848a0388ad88b0b3d6971 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСimage002_20_bc5f97a042e892dd33897f9d3e183a5a Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где

image003_21_7a7986589b496e45ffe2e6e3b3682a26 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- технологическая скорость движения штока гидроцилиндра;

 

image004_19_9b52bee7ba03e354b69a8d2be0bf09e6 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- рабочая площадь поршня;

 

image005_18_6c156450ea1b3afd45fef87a275c894f Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- объемный кпд гидросистемы;

 

image006_17_295785958ef3cee764ff15a81faa02a3 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- число гидроцилиндров.

Ориентируясь на расчетные рабочие параметры насоса выбираю тип шестеренчатого насоса НШ-32У.

Характеристики насоса [ ]:

- рабочий объем 31,7 см3/об;

- рабочее давление номинальное 10 Мпа;

максимальное 16 Мпа;

- диапазон частоты вращения 1100-1700 об/мин.

Необходимое рабочее гидравлическое давление в системе:

image007_19_6c8bea25c9e3b3e561e1cd43854dcb0e Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСimage008_20_a7172c5b69c743b1fba419a8639d7067 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где Fвыпр=45000 Н (см стр );

image009_18_06baa0d0e29a0e3398c4f305cbfca2c8 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСплощадь поршня.

Расчетная мощность [ ]:

 

image011_20_6e912f95cc9562e5247d1e5f0a5face6 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Необходимая мощность электродвигателя:

image012_20_0b75ef1b6afc500f49cacd1ace3dc6ea Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

image013_20_f051fd77034e62effc90e190582506c3 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС- к. п.д. механизма выпрессовывателя.

Ориентируясь на расчетную мощность и необходимую частоту вращения его вала, для обеспечения требуемой подачи гидронасоса, выбираю электродвигатель трехфазный (380V), асинхронный 4A100L;

N = 4 квт; n = 1500 об/мин.

3.3.3 Трубопровод

Типоразмер трубопровода выбираю по условному проходу трубы, используя зависимость (по ГОСТ 16516-80) между условным проходом и номинальным расходом жидкости (табл. 2.1 [ ]).

Для проектируемой гидросистемы image014_20_cbaf288294a8c162aaa84be5f1d04862 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС необходим условный проход трубопровода 16 мм его может обеспечить труба внутренним диаметром 14…18 мм.

3.3.4 Гидравлический распределитель

Для управления работой стенда (выпрессовка, подъем штоков, остановка) выбран наиболее распространенный для этих целей гидрораспределитель Р75-23.

Характеристика распределителя:

- максимальная пропускная способность – 75 л/мин;

- количество золотников, шт – 3;

- рабочее давление – 16 Мпа.

3.3.5 Гидравлическая жидкость

В качестве гидравлической жидкости в гидросистеме привода используется индустриальное масло И 70А ГОСТ 20799-95. Необходимое количество для заполнения гидросистемы 40л.

3.3.6 Расчет штока гидроцилиндра на прочностную устойчивость

Специфическая особенность конструкции рабочего органа выпрессовочного стенда – гидроцилиндра состоит в том, что он имеет удлиненный шток. Это создает предпосылки потери устойчивости штока при рабочем ходе с дальнейшей его деформацией и разрушением. Для предотвращения названных явлений выполняется расчет на критическую силу, при которой шток теряет устойчивость и прогибается. Расчетная схема представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 – Расчетная схема штока гидроцилиндра на прочностную устойчивость

Расчет выполняется по формуле Эйлера, которая определяет критическую силу воздействия:

image015_21_3ba309e4f4749c165556f7b1783a581f Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где

Е = 0,21×106МПа

- модуль упругости стали, из которой выполнен шток [ ];

 

I = 0,049×d4

- момент инерции сечения, м;

 

lпр = 0,7×l

- приведенная длина стержня, м [ ], (см. схему).

Максимально допускаемое рабочее усилие на штоке цилиндра

image016_21_25f4d29eb3dea9c8d74fe8b3899a0144 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где n = 3,5 – запас прочности [ ].

Так как при выпрессовке гильзы имеет место неравенство

image017_20_8c0922f7dc5d75b98840827324e85836 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

считаем, что устойчивость штока вполне достаточна.

3.4 Расчет и выбор посадки для сопряжения «ось-ролик»

Надежная работа роликоопор демонтажного стола, т. е. свободное вращение роликов под нагрузкой, обеспечивает точную установку блок – картера под выпрессовывающие насадки и в конечном итоге производительность стенда. Для этого необходима оптимальная посадка в сопряжении «ось - ролик», представляющего собой подшипник скольжения, назначение которой наиболее эффективно с помощью расчета.

Исходные данные для расчета:

- номинальный диаметр соединения d = 12 мм = 0,012 м;

- длина соединения l = 25 мм = 0,025 м;

- средняя угловая скорость вращения ролика при перемещении блок – картера w = 10 c-1;

- динамическая вязкость смазки image018_18_51f1a0ee73f8c0e1bbad04420e99f4f1 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС;

- шероховатость поверхности вала Rzd = 1,6 мкм;

- шероховатость поверхности отверстия RzD = 3,2 мкм;

Условие выбора стандартной посадки

image019_18_7ecbdbd9e9d832207ab474b679bd873f Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС (3.1)

Величина расчетного зазора

image020_18_1d479f68b9c00f72fc5f8ccd35948e1a Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Оптимальный зазор в сопряжении

image021_18_73e016d66b05b6a216df02e73ca9bc9c Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где image022_17_5881256e98e4838a97ceb565a7a7eeb9 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСМпа – удельное давление.

Вышеприведенному условию (3.1) соответствует посадка:

image007_19_6c8bea25c9e3b3e561e1cd43854dcb0e Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСÆ12image023_18_b610f8e8c9620f3244e0d8c7c8b39ad0 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

у которой Smax..ст.= 220 мкм;

Smin..ст.= 95 мм;

image024_18_8d6533e8d2f0b465fb7d01e4d1f64ae9 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Толщина смазочного слоя в сопряжении при наибольшем зазоре принятой посадки

image025_17_bd44be6f9783f8ab6648f4a86b91d405 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Проверка достаточности толщины смазочного слоя по условию

image007_19_6c8bea25c9e3b3e561e1cd43854dcb0e Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВСimage026_18_46cf1a1eb70634e5a4548c32dedc64bb Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Т. е. сопряжение, представляющее собой подшипник скольжения с принятой посадкой – работоспособно.

3.4.1 Расчет пружин роликоопор демонтажного стола

Как указывалось ранее, в конструкции демонтажного стола предусмотрены роликоопоры, обеспечивающие легкое перемещение блок – картера на подставке и способные «утапливаться» под воздействием выпрессовывающего усилия и тем самым создавать жесткую опору блок – картеру.

Как видно из конструкции роликоопоры (лист 6), способность «утапливаться», придает ей пружина сжатия цилиндрическая.

Схема нагружения роликоопоры приведена на рисунке 3.3.

Рис. 3.3 – Схема нагружения роликоопоры

Исходя из функционального назначения подвижной роликоопоры и из принципа ее действия предполагаю, что величина ее жесткости должна обеспечивать удержание ролика в рабочем состоянии, в верхнем крайнем положении, т. е. противостоять распределенному весу блок – картера и сжиматься, т. е. позволить «утонуть» ролику при начале действия усилия выпрессовывания.

Из анализа процесса перемещения блок – картера на подставке с катков рольганга на ролики демонтажного стола, видно, что возможны случаи, когда вес блок – картера с подставкой распределяется на 6 из 12 роликоопор. Т. е. распределенный вес блок – картера на одну роликоопору равен:

image027_18_8f9abcb56d081a2ccd0dd4cdee2a1f7d Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где

image028_17_04f8f11c9799b380ca6e80f9a6f9d739 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- вес блока – картера до выпрессовки гильз [ ];

 

image029_17_6076bcaada47b4a050e61226afb86e99 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- вес подставки.

Дальнейший расчет пружины выполняю по методике [ ].

Предварительно задаюсь конструктивными параметрами пружины:

- наружный диаметр D = 35¸39 мм;

- высота пружины при предварительной деформации Н1= 50 мм.;

- рабочий ход из условия работы роликоопоры h = 15 мм.

Для изготовления пружины назначаю сталь 60С2А с пределом прочности image030_17_c9e9bd7b948319fb62e018194e34007d Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС и пределом текучести при кручении image031_17_9aaa665f907411d2287e8ea32679a0ec Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Сила пружины при предварительной деформации image032_17_24daad01e3b78c1e0fa9edb85cbc3fcb Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС;

Сила пружины при рабочей деформации, т. е. соответствующая началу выпрессовывания, image033_16_75387349ce59c00201e7db2bf37832cd Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС;

По условию и режиму работы рассчитываемую пружину следует отнести ко II классу. Для данного класса пружины относительный инерционный зазор d от 0,05 до 0,25.

Сила пружины при максимальной деформации:

image034_16_b659ebc0dbbf9bef8c8f86cf66753e64 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС;

Диаметр проволоки пружины из условий деформации при кручении:

image035_15_a408dcd741bcc9f6157017471b007cfd Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где image036_16_4740bb21bc7df722b971e648e4be2b91 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС - допускаемое напряжение при предельном усилии;

image037_16_347f7cc1a071220c4bf5d444586a4ad8 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС(предварительно);

image038_16_80a2741b285f3a1f35cec9497cb6f3a3 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС - коэффициент кривизны.

По таблице (ГОСТ 13767-88) принимаю пружину № 111, с наружным диаметром D = 38 мм; диаметр проволоки d = 3 мм; сила P3 = 1060 Н; жесткость одного витка z1 = 217,5 Н/мм; наибольший прогиб одного витка f3 = 4,5 мм.

Жесткость пружины

image039_15_a5f320d0d07f491bf461f745f9cabb64 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Число рабочих витков пружины

image040_15_33c7782b96fd12776524bd388b1069b0 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Уточненная жесткость пружины

image041_15_fb9d4c5d3683bd0c0054670eaf11a325 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

При полутора нерабочих витка, полное число витков пружины

image042_15_2a68c81d18afbe03bbb481f40e6314ef Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Средний диаметр пружины

image043_15_2e76e10d011c5bf1a8316ec4dc340583 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Предварительная деформация пружины

image044_14_40c9b6b0da2e292689f1861f31747181 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Рабочая деформация (допустимая)

image045_14_292f1b15bfd93c23adf0365ab5624167 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Максимальная деформация

image046_14_5c69dbff8ef4a8167a7c0ddde5832cab Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Высота пружины при предварительной деформации

image047_14_f877a69dc31187b3216d8958c7f378fb Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

где

image048_14_07a6ec0160c0b0bf7f3e09a96e6f674f Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

- высота пружины в свободном состоянии

(конструктивно);

image049_13_e448915ccfce410a2a1c418bd16cfeed Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС соответствует начальным техническим требованиям т. е. image050_12_868a3d9e6c516065bffc3779f657346d Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Высота пружины при максимальной деформации

image051_12_763a4271403aa81c9de2b1269c1a70e3 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Высота пружины при рабочей деформации

image052_10_0626c3136a7ccd4bb0c6e242a64365a2 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Т. е. image053_8_f4fe72af83c24cebe5079e776630b746 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС, что соответствует нормальным условиям эксплуатации пружины.

Шаг пружины

image054_8_1c54a13c803cb709cad38bd028ca6027 Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС

Рассчитанные размеры пружины, ее эксплуатационная характеристика (жесткость) соответствуют конструктивным размерам узла и эксплуатационным требованиям стенда.

Модернизация стенда для выпрессовки гильз ДВС - 2.0 out of 5 based on 2 votes